В Беларуси широко отметили 100-летие писателя, поэта, журналиста Константина Симонова. Круглые столы, тематические вечера, форумы собрали тысячи солдат и офицеров. Армии знаменитый литератор отдал долгие годы жизни, людям в погонах посвятил множество произведений. Наши корреспонденты – о творческом пути и наследии человека, для которого Беларусь навеки стала судьбой.
Пожалуй, никто так потрясающе искренне не рассказал о Великой Отечественной, как Симонов. Но и война поведала об этом человеке не меньше. Как великий поэт и солдат Константин Михайлович родился именно в боях. Произошло это в Беларуси.
Буйничское поле. Летом 41-го ему суждено было явить миру превосходящую вермахт силу. Разглядел её и передал читателям 25-летний корреспондент. Оказавшись вблизи разбитых танков немцев, он осознал, что перед ним нечто большее, чем удачный бой 172-й дивизии. В своих статьях Симонов открыл тогда точку опоры, которая помогла в итоге развернуть врага. Это моральный дух человека, ломающий металл и рождающий стойкость.
Сегодня, восхищаясь строками Симонова, редко вспоминают, какой ценой они давались. А ведь Константин Михайлович – настоящий боевой офицер. Во время войны побывал практически на всех фронтах. Контратаковал в цепях пехоты, высаживался с разведчиками в тылу немцев. Его строки – война из первых уст. Внятная и настоящая. Да и герои Симонова имели, как правило, реальных прототипов.
Самая непостижимая последняя страница жизни писателя тоже связана с Беларусью. Константин Михайлович завещал развеять свой прах над Буйничским полем. Споры о причинах этого решения не утихают. Но, быть может, причина проста. Автор захотел навсегда остаться с героями, в чьих поступках разглядел зёрна величайшего достижения человечества – Победы над фашизмом. Не случайно ведь, говоря о 45-м, он неизменно обращался к началу войны, говоря, что «Нельзя писать о падении Берлина, забыв о Минском шоссе сорок первого, и нельзя писать об обороне Бреста, не держа в памяти штурма Берлина…»

