Телевидение, которое всегда в форме!
Искать везде
Искать везде
За весь период
За весь период
За день
За неделю
За месяц
За год
Атака мертвецов (1915 год)
Военная история

Мы знаем о подвиге Брестской крепости, преклоняемся перед мужеством и стойкостью ее защитников. Но немногие знают, что в годы  Первой мировой войны на территории Беларуси героически сражался гарнизон другой цитадели.  Фронтовики  рассказывали: «Там, где миру конец, стоит крепость Осовец.  Там страшнейшие болота. Немцам  лезть в них неохота».  Прославился Осовец не только упорной обороной, но и уникальным  в военном искусстве эпизодом – «атакой мертвецов».

В 1920 году небольшой  поселок Осовец на белорусско-польском порубежье по условиям Рижского мирного Договора отошел к Польше.

Спустя четыре года поляки начали восстанавливать  русскую крепость Осовец, которая сражалась против германских войск 190 дней, сдерживая их наступление на Гродненском и Белостокском направлениях.

При разборе завалов одного из фортов солдаты наткнулись на каменный свод подземного тоннеля. Пробили дыру, и в нее спустились офицер и солдат… Прежде чем они успели сделать несколько шагов в кромешной темноте, откуда-то из  глубины тоннеля гулко прогремел твердый и грозный окрик:

– Стой! Кто идет?

Вслед за тем в наступившей тишине  лязгнул затвор винтовки. 

Поляки ожидали  всего, но только не этого.
– Кто ты такой? И что здесь делаешь?
– Я часовой, и поставлен сюда охранять склад, – послышалось в ответ.
– Могу я подойти? – спросил  офицер.
– Нет! – раздалось из темноты. – Я не могу допустить никого в подземелье.

Тогда ошеломленный офицер спросил, знает ли часовой, сколько времени он пробыл здесь, под землей.

– Да, знаю, – последовал ответ. – Я заступил на пост девять лет назад, в августе тысяча девятьсот пятнадцатого года.

В августе 1915 года  Осовец отчаянно  отбивался  от  немцев, наступавших в глубь Беларуси.  Осада  длилась не первый месяц и германцы испробовали все способы, чтобы вынудить гарнизон крепости  капитулировать. В ход были  пущены 420-миллиметровые осадные орудия «Шкода», до этого разворотившие бельгийскую  крепость Льеж. Их  снаряды  раскалывали бетонные перекрытия, сметали кирпичные постройки. Но защитники крепости не сдавались. 

Осовец не был первоклассной крепостью, как Гродненская или Брестская...  Сила ее заключалась в  расположении: она стояла на высоком берегу реки Бобр, среди огромных, непроходимых болот на стыке двух русских армий, преграждая путь к Гродно и Белостоку.  Обойти крепость немцы не могли.  Германцы предприняли несколько попыток штурма крепости. Все они были отбиты. Тогда они  сформировали специальный Осадный корпус и приступили к методичной бомбардировке крепости из тяжелых орудий.

Из воспоминаний  участника обороны, майора Спалека.  (Польский журнал «Сапер и инженер войсковой»):

 

«Страшен был вид, вся крепость была окутана дымом, сквозь который то в одном, то в другом месте вырывались огромные огненные языки от взрыва снарядов; столбы земли, воды и целые деревья летели вверх; земля дрожала, и казалось, что ничто не может выдержать такого ураганного огня. Впечатление было таково, что ни один человек не выйдет целым из этого урагана огня и железа».

Командование 12-й русской армии просило гарнизон  продержаться  хотя бы  48 часов. Героем  становился каждый. 420-миллиметровки крушат бетонные своды казарм, на позициях стоит такой ад, а истомленные  несколькими днями непрерывных боев солдаты балагурят, глядя на ходящие ходуном стены казематов: «Пущай стреляют, хотя бы отдохнем. Выспимся». Шел месяц за месяцем, а  германский  штурмовой  корпус топтался на месте.  

 

И тогда под белым флагом парламентера в крепость Осовец явился германский офицер и обратился к начальнику штаба обороны Михаилу Свечникову:
– Мы даем вам полмиллиона имперских марок за сдачу фортов. Поверьте, это не взятка и не подкуп – это простой подсчет, что при штурме Осовца мы истратим снарядов на полмиллиона марок. Нам выгоднее истратить стоимость снарядов, но зато сохранить сами снаряды. Не сдадите крепость – обещаю вам, через сорок восемь часов Осовец как таковой перестанет существовать!

Свечников ответил парламентеру вежливо: 

 

– Предлагаю вам остаться со мною. Если через сорок восемь часов Осовец будет стоять, я вас повешу. Если Осовец будет сдан, пожалуйста, будьте так добры, повесьте меня. А денег не возьмем!

Испробовав все способы  штурма Осовца, немцы подготовили и провели 6 августа мощную газовую атаку. Противогазов у гарнизона не было. С деревьев облетала листва, трава желтела, на медной посуде появлялся толстый зеленый налет. Те, кому удалось уцелеть, бежали к колодцам и умирали там: в низинах газ застаивался. После газовой атаки на русские позиции пошли четырнадцать батальонов ландвера, 7 тысяч немецких солдат. Они были уверены, что живых  людей в крепости не осталось.

И здесь их ждал настоящий  ужас. Случилось событие, которое историки  Первой мировой войны  называют «Атакой мертвецов».

 

Когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на  них обрушилась контратакующая русская пехота.  По воспоминаниям немецких офицеров, зрелище было  ужасающим:
«Русские шли в штыковую с лицами обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая легкие.  Жить им оставалось минут пять не более.  Это были остатки 13 роты 226-го Землянского полка. Чуть более 60 человек.  По одним сведениям, команду «Вперед» дал поручик  ополченческого батальона, по другим бойцы поднялись сами, чтобы отомстить немцам за погибших в газовой атаке товарищей».

Германская пехота испытала такой ужас от «атаки мертвецов», что не приняв бой ринулась к своим позициям, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях.  И тогда по ним ударили уцелевшие артиллеристы крепости.  Несколько десятков полуживых русских обратили в бегство три германских пехотных полка. Ничего подобного мировое военное искусство не знало.

И все же русские войска оставили Осовец, по приказу и только тогда, когда возникла угроза окружения и оборона фортов потеряла смысл.

В ночь на 24 августа 1915 саперы взорвали все, что уцелело. Немцам не досталось ни снаряда, ни даже консервов.

Их 9 лет и охранял часовой. Неся свою службу в строгом соответствии с воинским уставом, часовой заявил полякам, что его может снять с поста только разводящий, а если его нет, то «государь император»... Часовому объяснили, что произошло на земле за эти девять лет, рассказали, что царской армии, в которой он служил, уже не существует. Нет даже самого царя, не говоря уже о разводящем. А территория, которую он охраняет, теперь принадлежит Польше. После продолжительного молчания солдат спросил, кто в Польше главный, и, узнав, что президент, потребовал его приказа. Лишь когда ему прочитали телеграмму Пилсудского, часовой согласился оставить свой пост.

26 сентября 1939 г., как гласит Оперативная сводка Генерального штаба РККА, крепость Осовец была занята без боя частями Красной Армии и  вошла в состав СССР.  В июне 1941  осовецкий укрепрайон сражался также отважно, как и их предшественники. Но это другая история.

Осовец (Osowiec) – город в Белостокском воеводстве. Бывшая русская крепость, сооруженная в 1882–1887 гг., к началу 1-й мировой войны (1914–1918) имела 4 форта и ряд полевых укрепленных позиций, хорошо приспособленных к местности. В кампании 1915 года гарнизон около 1 пехотной дивизии, 24 полевых и 69 крепостных орудий  в течение 6,5 месяцев (с 12 февраля по 22 августа) успешно отразил ряд атак немецких войск, поддерживаемых крупнокалиберной осадной артиллерией.   

Михаил Степанович Свечников

 

Российский, советский военачальник, военный историк, комбриг. Окончил Михайловское артиллерийское училище и Академию Генштаба. В 1915-1917 начальник штаба корпуса, подполковник. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени 1916 «за отличия  в исполнении должности начальника штаба Осовецкой крепости».

После Февральской революции 1917 был избран солдатами начальником 106-й пехотной дивизии. Член партии большевиков с мая 1917.
Рейтинг:
4 2